Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Внешняя среда





Организм ребенка на каждом этапе жизненного пути выступает как наиболее целесообразно сложившееся в процессе развития гармоничное целое с присущими ему особенностями.

Гетерохронизм, наблюдаемый при сравнительном изучении развития отдельных морфологических образований или функций, ни в коей мере не является показателем отсутствия или нарушения гармоничности развития организма ребенка на отдельных этапах его жизни.

Организм ребенка развивается в конкретных условиях социальной среды, непрерывно действующей на организм ребенка и в значительной мере определяющей ход его развития. Еще И.М.Сеченов отмечал, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, а так как без последней существование организма невозможно, то спор о том, что в жизни важнее - среда ли или самое тело - не имеет ни малейшего смысла».

Основным физиологическим механизмом, определяющим и интегрирующим морфологическое и физиологическое развитие организма ребенка и осуществляющим его взаимосвязь и взаимодействие с окружающей средой, являются нервная система и ее ведущий отдел - кора головного мозга. Именно кора головного мозга, улавливающая малейшие колебания внутренней и внешней среды, как указывал И.П.Павлов, обеспечивает уравновешивание организма и среды.

Возрастная физиология