Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Эмоциональная активация





Как показали исследования Н. В. Дубровинской, в дошкольном возрасте влияния активирующей системы носят выраженный характер эмоциональной активации, имеющей иное, чем корковая активация взрослого, электрографическое выражение: она проявляется не в десинхронизации альфа-активности, а в ее усилении или появлении тета-ритма. Эмоциональная активация, согласно представлению П.В.Симонова, компенсирующая недостаток и пролонгирующая поиск новой информации, отмечается у части детей еще в 6 - 7-летнем возрасте.

Однако на этом этапе развития обнаруживается и зрелая форма корковой активации в виде блокады альфа-ритма, расцениваемой как реакция на информационную составляющую среды. Появляется возможность привлечения внимания ребенка не только к конкретным, но и к отвлеченным характеристикам стимула, создаются условия для формирования произвольного внимания по речевой инструкции.

Организация внимания в этом возрасте характеризуется некоторой избыточностью. Так, при анализе коэффициентов корреляции биоритмов мозга В. В.Алферовой отмечена обширная, охватывающая различные области коры система межцентральных связей.

Существенные изменения активационных процессов и организации внимания наблюдаются с 9 - 10-летнего возраста. Корковая активация приобретает четко выраженный дефинитивный характер в виде генерализованной десинхронизации альфа-ритма с вовлечением лобных областей, причем преимущественно активированным становится левое полушарие. Более эффективными оказываются эмоционально нейтральные стимулы.

Пространственная организация внимания на этом этапе развития характеризуется уменьшением генерализованности и формированием фокусов локально взаимосвязанной активности. Такая организация является следствием избирательного регулирования активационных процессов, обеспечивающих настройку определенных звеньев системы, участвующих в реализации конкретной программы деятельности.

Возрастная физиология