Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Зрительное восприятие





Возрастным преобразованиям в организации состояния спокойного бодрствования соответствуют изменения функциональной организации мозга в процессе деятельности. Это отчетливо выявляется при изучении формирования системы зрительного восприятия.

Наличие в период новорожденности строго локальных зрительных вызванных потенциалов, регистрируемых в затылочной области, соответствует по времени первичному образованию в этой зоне фокуса альфа-ритма, еще не распространяющегося на другие области коры. Зрительная функция на этом этапе развития обеспечивается только проекционной корой.

По образному выражению И.М.Сеченова, новорожденный видит, но видеть не умеет, так как отсутствует активный поиск информации. Система, определяющая возможность такого поиска, начинает складываться уже на первом году жизни, когда устанавливаются межцентральные связи и вызванный потенциал (ВП) на зрительный стимул начинают регистрироваться за пределами проекционной коры. В течение первых лет жизни отмечается широкое вовлечение коры больших полушарий в анализ зрительной информации.

В 3 - 4-летнем возрасте зрительные ВП одновременно регистрируются в различных областях коры, причем в затылочной и задних ассоциативных областях они сходны по конфигурации, параметрам и реактивности. Уже на первом году появляются и в течение первых лет жизни стабилизируются ВП на зрительные стимулы и в передних центральных отделах коры, что отражает формирование связи сенсорного звена и двигательной системы, необходимой для создания образа-эталона. У маленьких детей этот процесс осуществляется при непременном тесном взаимодействии зрительной и двигательной систем.

Возрастная физиология