Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Корреляционные связи





В исследованиях В.В.Алферовой, изучавшей особенности и топографию корреляционных связей разных областей коры обоих полушарий при повторном предъявлении детям 5-11 лет словесной команды «Внимание!», выявлены важные возрастные закономерности.

Показано, что с возрастом диффузно представленные по коре корреляции заменяются четкими фокусами взаимосвязанной активности. Стойкость связей при повторении команды увеличивается, свидетельствуя о возрастании способности к поддержанию внимания.

Особый интерес представляет локализация фокусов взаимосвязанной активности как внутри полушарий, так и по полушариям. Если в 5 лет связи диффузны, то в 6-летнем возрасте формируется взаимодействие задних ассоциативных областей с проекционными в правом полушарии. В 7 лет помимо заднего фокуса взаимосвязанной активности обнаруживается концентрация корреляционных связей в передних центральных отделах, которая в ситуации словесной инструкции характеризуется невыраженным и лабильным полушарным предпочтением.

В 10 - 11-летнем возрасте выделяются обособленные фокусы - передний и задний - в левом полушарии. Таким образом, активация внимания проявляется в мобилизации свойственных возрасту функциональных возможностей - перцептивных на новом системном уровне в 6 лет и перцептивно-логических особенно в 10-11 лет с возрастающим участием лобных областей коры.

Существенно, что в этом же возрасте помимо усиливающегося вовлечения передних отделов коры в организацию внимания растет эффективность их регулирующих влияний на систему активации, что проявляется интенсивным и специализированным облегчающим эффектом на сенсорную функцию, обусловленным внешней словесной инструкцией, и отражающим эффект произвольного внимания. В 9- 10-летнем возрасте облегчение в этой ситуации затрагивает в каждой корковой зоне именно те процессы и проявляется в тех компонентах ВП, которые наибольшим образом характеризуют основную функцию этих областей неокортекса в общей системе деятельности мозга. Как показали наши исследования, произвольное внимание значительно совершенствуется в возрастном диапазоне от 3 до 10 лет, претерпевая скачок в развитии к 6 -7-летнему возрасту.

Возрастная физиология