Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Проблема отдельной личности





И. Шренк считает, что потребление спиртных напитков, как и других наркотиков, следует рассматривать как выражение специфического образа жизни, при котором игнорируются общепризнанные нормы и осуществляется поиск новых впечатлений и переживаний.

Эта точка зрения базируется на фрейдистских и психодинамических концепциях. Согласно последним, на ранних этапах развития общества алкоголь играл символическую роль и употреблялся в качестве ритуального атрибута. На него переносили свойства крови - сила, обновление, крепость, пища, лекарство. В дальнейшем совместный прием алкоголя означал идентификацию (отождествление с партнером по взаимодействию). Эти две роли он играет и поныне (прием гостей, религиозные праздники).

Однако становлению алкоголизма способствуют иные свойства спиртного. Общество подавляет антисоциальные стремления индивида (законодательство, воспитание), и это вызывает тревогу, чувство вины. Алкоголь, снимая самоконтроль, способствует облегчению давления и расслаблению. В примитивных обществах интересы членов равны, источники напряжения не индивидуализированы, поэтому у таких народов употребление спиртных напитков всегда происходит совместно и имеет вид ритуала. С расслоением общества агрессивные тенденции индивида все более подавляются, все разнообразнее, становятся табу. Пьянство при этом учащается и становится индивидуальным.

Проблему алкоголизма авторы ограничивают отельной личностью: «В современных условиях хорошо организованный человек успешно справляется с внешними и внутренними стрессами, пользуясь при этом социально приемлемыми путями. У неорганизованного человека чаще возникает состояние напряжения и чувство вины. Чем больше дезорганизация, тем меньше толерантность к стрессу, тем выше потребность в искусственном облегчении и компенсации. Эта личность и предрасположена к частому употреблению алкоголя».

Однако имеются работы с более широким подходом. Основываясь на довольно значительных расхождениях в характере и форме потребления алкоголя в различных социальных и этнических группах, Д. Нортон предположил, что социальные факторы также влияют на распространенность алкоголизма в той или иной группе. Автор выделил три основных фактора: уровень напряженности общества, темп изменения экономических и социальных показателей и отношение к пьянству, национальные обычаи и привычки. Последний фактор является вторичным, поскольку он сам определяется групповой потребностью в спиртном.

Аспекты алкоголизма