Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Асоциальная личность





«Алкогольный» тип личности формируется в неблагоприятном микроокружении (интенсивная алкоголизация родителей, близких), создающем аномальные условия, при эмоционально положительном отношении к ним ребенка.

Роль этого механизма «наследования», вероятно, раньше была больше. Низкая миграция населения значительно суживала сферу общения людей, способствовала созданию групп со своими питейными традициями. Разнообразие средств массовой коммуникации (Интернет, печать, радио, телевидение, современные транспортные средства), резко расширившее сферу общения, а также наблюдаемый в современном обществе кризис семьи уменьшили значение ближайшего окружения в развитии алкоголизма. Однако в последнее время в связи с «омоложением» болезни, ранним приобщением детей к алкогольным обычаям и традициям: значение этого фактора вновь возросло.

Очень важна возможность коррекции девиантных установок в будущем. Знакомясь с поведением других людей, отличным от поведения лиц ближайшего окружения, подросток получает возможность критически оценить своп взгляды, корректировать свое поведение. Если к этому времени не сформировался алкоголизм, то подросток свертывает пьянство и в дальнейшем эта привычка развивается обычным путем. Правда, это сопровождается изменением отношения к родителям, ближайшему окружению (более критическая их оценка).

Асоциальный тип - это личность, имеющая установки, ценностные ориентации, которые неприемлемы и осуждаемы обществом. Формирование ее может происходить как реакция протеста против родителей при их неумелом обращении с ребенком, против учителя и даже школы. По механизму эмоционального переноса (вариант перцептивной защиты) отношение к части, в данном случае к родителю, учителю, распространяется на целое, то есть на всю морально-этическую систему, ей представляемую. Эта реакция протеста и следующее за ней отрицание общепринятых морально-этических норм обусловливают неправильный выбор.

Лица этого типа усваивают из окружающего только негативное, отрицательное. К ним буквально липнет все плохое. Ребенок или подросток такого типа быстро втягивается в группы старших ребят с криминальным поведением, усваивает их систему ценностей, жаргон. Таких детей берут на учет детские комнаты милиции, их поступки разбираются комиссиями по делам несовершеннолетних. Это потенциальные правонарушители. Они перенимают алкоголизм постольку, поскольку он наряду с курением, хулиганством, правонарушениями является неотъемлемым атрибутом и нравственной нормой своей группы. Можно выделить следующие признаки такой личности:

Необходимо отметить, что дифференцировка описанных вариантов представляет определенные трудности и не всегда возможна. Это связано как с недостаточной разработанностью и четкостью выделенных типов, так и с тем, что они частично перекрывают друг друга. Выделенные личностные особенности отражают механизмы их образования - нарушение усвоения общепринятых правил, слабость социально-позитивных установок и нарушение иерархических отношений в системе потребностей и мотивов.

Аспекты алкоголизма