Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Варианты нарушения процессов социализации





Можно представить несколько вариантов нарушения процессов социализации. В одном случае нарушения связаны с тем материалом, который усваивает индивид.

Если микросреда атипична и значительно отличается от усредненных параметров данной социальной группы, то усвоенные нормы также будут значительно отличаться от групповых. При этом сам процесс не нарушается. Формируемая в этих условиях личность будет иметь ценностную ориентацию, отличную от общества.

В другом случае нарушения социализации связаны с тем, как усваиваются групповые нормы (при условии, что они соответствуют социальным стандартам). Качество социализации, как мы уже отмечали, зависит от взаимоотношения человека с его ближайшим окружением, его эмоциональной насыщенности. При позитивном отношении индивид перенимает, усваивает ту систему ценностей, носителем которой является объект отношения (родители, учителя, товарищи).

При негативном отношении отвергается не только объект, но по механизму эмоционального переноса и его система ценностей, включая морально-этические нормы. Это сопровождается переориентацией на другую личность. Формируемый в этих условиях тип будет иметь черты асоциальности. При эмоционально ненасыщенном, нейтральном отношении информация, поступающая от объекта, воспринимается, но не усваивается. Она остается знанием, не ставшим убеждением. В этом случае формируется зкстернализованный тип, личность внешнего контроля.

Выделенные характерологические особенности не есть нечто принципиально новое. Аналогичные черты преморбида больных алкоголизмом уже описывались некоторыми авторами. Так, И. Н. Пятницкая в качестве одного из основных факторов раннего алкоголизма подростков выделяет их нравственно-этическую незрелость, которая проявляется в отрицательном отношении к обучению, низком образовании, отсутствии общественно-политической активности и социально значимых установок. Это, по сути, и есть описание аструктурной личности.

Аналогичный подход использован в ряде работ западных авторов, подчеркивающих роль семьи в формировании личности. Без эффективного контроля семьи, который рассматривается как форма социального давления, человек, достигнув зрелости, не приобретает интересов и не усваивает формы поведения, свойственные его возрасту и социальному статусу. Такой индивид не умеет противостоять напряжению и адекватно оценивать свое поведение. Распространенность алкоголизма определяется санкциями общества - злоупотребление вызывает последствия, а затем чувство вины, раскаяния и стремление нормализовать поведение.

При аномалиях воспитания, когда нет постоянных интересов, запрет ослаблен, а, следовательно, ослаблено чувство вины при его нарушении. Чрезмерный прием спиртного становится индивидуально приемлемым и человек, не обладая необходимой защитой, легко спивается. В этом плане интересны работы ряда отечественных психологов, показавших, что распад личности при алкоголизме идет по пути разрушения ее мотивационной сферы, в частности иерархических отношений, и в конце этого процесса мы имеем: дело с личностью без четкой мотивационной структуры, то есть аморфной.

Если основные изменения индивида при алкоголизме связаны с нарушением иерархических отношений в мотивационной сфере, конечным этапом которого становится аструктурная личность, а люди с изначально аморфной структурой чаще других пополняют ряды алкоголиков, то не выступают ли указанные закономерности звеньями одного процесса?

Аспекты алкоголизма