Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Два периода формирования





Закономерности формирования алкогольных установок не исследовались. Можно полагать, что их появление тесно связано с процессами социализации личности - формированием индивидуального самосознания под воздействием общества.

Социализацию понимают как усвоение человеком культуры, морально-этических норм, обычаев, привычек. В ее основе лежит инкорпорирование, то есть «введение в себя». Познание ребенком, подростком окружающего мира сопровождается усвоением опыта. Индивид запоминает основные морально-этические категории, являющиеся основой взаимоотношения людей. Формируется понятие «нормы» - сложившейся в группе системы требований, определяющих поведение ее членов. Рисунок поведения, укладывающийся в рамки, не вызывает негативных реакций окружающих.

Индивид получает определенную информацию и о спиртных напитках. Слушая разговоры взрослых на эту тему, становясь свидетелем злоупотребления, ребенок формирует свое представление о том, что такое спиртное, в каких случаях принято его употреблять, как люди должны вести себя в состоянии опьянения. Перерабатывая эту информацию, он формирует свой взгляд, свое отношение к алкогольной проблеме, которое и будет определять его исходные алкогольные установки.

В соответствии с этим можно выделить два периода в формировании установок - до и после начала приема спиртных напитков. Первый период («сухой») связан только с процессами социализации - усвоением личностью обычаев и привычек данной социальной группы, их преломлением через себя и формированием собственного отношения к данной проблеме. Он исключает влияние личного опыта, поскольку таковой пока отсутствует. Второй период начинается с употребления спиртного, когда изначальные алкогольные установки трансформируются в соответствии с практической деятельностью индивида.

Первичные установки формируются в результате усвоения социального опыта. Они определяются как уровнем алкоголизации, принятым в родительской семье, в ближайшем окружении, так и отношением ребенка к наблюдаемым явлениям. Первичные установки недостаточно четки, неполны, а главное нестойки. Отражая в какой-то мере социально-культурные факторы микросреды, они определяют только общее отношение индивида к проблеме, лишь контур поведения без его деталей. Они легко меняются под действием новой информации. Эта нестабильность и нечеткость делает непредсказуемым поведение подростка в той или иной ситуации.

Вопрос о том, почему у данного человека сформировались те или иные алкогольные установки, довольно сложен. Далеко не всегда можно выявить факторы, существенно повлиявшие на этот процесс. Однако в ряде случаев причинно-следственные отношения наглядны и удается выделить общие механизмы. Социализация - усвоение человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя как целенаправленное воздействие на личность, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Результатом социализации становится приобретение специфически человеческих форм поведения и качеств, делающих возможной жизнь в обществе. Дети не только учатся говорить на языке матери, применять, набор обычных знаний и умений, они усваивают также определенные цели, потребности, склонности, интересы и чувственные реакции, характерные для среды, в которой они растут.

Аспекты алкоголизма