Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Несколько механизмов социализации





Социализация индивида осуществляется на основе взаимных контактов с другими лицами. В этом процессе происходит выработка системы знаний и умений, которые обусловливают соответствующую ориентацию человека в общественной среде, а также системы общественных и трудовых навыков.

Социализация - это непрерывный процесс взаимодействия, в ходе которого ребенок избирательно усваивает формы поведения, санкционированные обществом. У нее существует несколько механизмов. В бихевиористской школе психологии формирование навыка ставится в зависимость от системы поощрения и наказания: стереотип поведения формируется либо вознаграждением, либо избеганием наказания. В классическом психоанализе формирование личности есть процесс борьбы подсознательного «оно», основным содержанием которого являются сексуальный инстинкт (либидо) и инстинкт смерти, со «сверх Я», состоящим из «табу» первобытного опыта.

В неофрейдизме формирование личности рассматривается как подавление и вытеснение из сознания комплексов (в основе которых лежат те же инстинкты), реализация которых вступает в противоречие с социальными нормами. В психодинамике процесс становления личности становится в зависимость от удовлетворения потребности ребенка (особенно в раннем детстве) в любви и защите.

Замечено, что формирование алкогольных установок, как установок вообще, в значительной мере зависит от отношения индивида к конкретным лицам - носителям определенных ценностных ориентации. Так, в пьющих семьях ребенок усваивает сочувственное отношение к алкоголю при положительных эмоциях, связанных с пьющим родителем, если, несмотря на пьянство, он остается для ребенка объектом любви и уважения. Предполагается участие в процессе такой передачи известных в психологии механизмов генерализации или эмоционального переноса: переноса отношения к субъекту на все то, что с ним связано (его взгляды, поведение, манеру одеваться, говорить).

Общение как процесс социального взаимодействия строится на взаимоотношении. Его уровень может быть различным (дефиниция, идентификация). Процесс усвоения зависит как от эмоциональной насыщенности информации, так и от ее модальности. Чем более эмоциональная информация, чем глубже процесс ее переработки, усвоения, тем более интимно она вплетается в личностную структуру, становясь уже чем-то внутренним, частью мировоззрения индивида. При индифферентном отношении к полученным сведениям их усвоение будет поверхностным. Они остаются знанием, не ставшим внутренним побудительным мотивом поведения.

Не меньшее значение имеет и модальность эмоции. От того, как относится индивид к объекту взаимодействия, будет зависеть качество общения. При позитивном отношении к объекту информация, носителем которой он является, усваивается адекватно и наиболее полно. Наоборот, при негативном отношении отвергается не только сам объект, но и та система ценностей, которую он несет. В последующем происходит переориентация на другого человека.

Аспекты алкоголизма

АЛКОГОЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

Выделение специального понятия

Два периода формирования

Несколько механизмов социализации

Эмоциональный перенос