Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Эмоциональный перенос





Механизм эмоционального переноса не ограничивает процесс взаимодействия его содержательной частью, а распространяет отношение на все то, что связано с объектом.

При позитивном отношении к родителям, учителям ребенок усваивает не только конкретное содержание процесса общения, но и отношение их носителя к предметам, явлениям, образ мышления, мировоззрение, а также мимику, привычки, вкусы и даже походку. При этом, естественно, перенимаются и те морально-этические ценности, носителем которых является этот объект. Так формируются основные морально-этические категории, понятие о добре и зле, о том, что хорошо, а что плохо, составляется представление о «норме» не только как о социальной категории, но и как о приемлемой обществом форме поведения.

Усвоение алкогольных обычаев и привычек невозможно оторвать от общего процесса формирования индивидуального сознания, начинающегося с самых первых дней жизни. Даже трудно представить, насколько рано начинается этот процесс. Дошкольники уже имеют общее представление о действии спиртных напитков, знают об основных алкогольных обычаях. Этот личный опыт расширяется и уточняется в школьные годы, формируя установку по отношению к спиртному.

Так, по данным зарубежных авторов, 40% детей в возрасте 6 лет и 60% десятилетних могут определить спирт по запаху. Уже в шесть лет они узнавали пьяного человека на фотографиях, распознавали его по поведению, две трети из них заявили, что алкоголь вызывает у них приятные ощущения, а 30% сказали, что, став взрослыми, они будут употреблять спиртные напитки.

Аналогичные данные получили при обследовании детских садов. В возрасте 3 - 4 лет в «пьяных» играли 32% мальчиков и 7% девочек, в возрасте 6 - 7 лет соответственно 18 и 4%. Ребята, получившие задание «играть в праздник» разливали воду по игрушечным чашечкам, чокались, изображая выпивку. Среди обследованных пробовали спиртосодержащие напитки 35% девочек и 43% мальчиков, причем значительная часть детей обнаруживали к этому положительное отношение.

При анкетировании школьников выявлены четкие различия отношения к приему спиртных напитков как к обычному явлению в зависимости от возраста и пола. Положительно оценивали возможность выпить в праздничные дни 42% мальчиков и 52% девочек. Изменение отношения к алкоголю с возрастом от отрицательного и нейтрального у учащихся техникумов и десятиклассников к умеренно-положительному у студентов младших курсов и выражено положительному у старших курсов отмечали С. Н. Ларин, И. О. Лазарев.

Аспекты алкоголизма