Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Процесс формирования личности





Уже в дошкольном возрасте для большинства детей алкоголь перестает быть тайной за семью печатями. Они получают представление о спиртных напитках, наблюдая поведение родителей, родственников и знакомых.

Основной скачок в отношении к спиртному наблюдается в 14 - 15 лет, когда к семейным впечатлениям начинает добавляться информация от сверстников. Вовлечение в группу и функционирование в ней быстро приводят к усвоению групповых ценностей и стандартов, включая отношение к выпивке. Именно усвоение таких норм завершает формирование у подростка первичных алкогольных установок, непосредственно приводящих к первому потреблению. На эту сторону формирования алкоголизма у подростков обращают внимание И. Д. Муратова, Л. М. Котлова, указывая, что рационализации пьянства немало способствует изначально употребление с неизбежным обменом «опытом» и появлением впоследствии групповой психологической зависимости.

Процесс формирования установок может нарушаться, тогда они становятся аномальными, а в ряде случаев и патологическими. Аномалии этого процесса могут быть связаны как с тем, что усваивается, так и с тем, как усваивается. В первом случае причины девиации находятся в окружающей среде, во втором - остаются внутри личности, определяются ею.

При воспитании в неблагоприятной микросреде оказывается измененным тот материал, который усваивается личностью. Нормы-правила значительно отличаются от общепринятых в данной социальной группе и в какой-то части противоречат им. Усвоение ребенком аномальных норм лежит в основе девиантного поведения, где пьянство может быть только элементом общего процесса дезадаптации, а может выступать самостоятельно.

Как уже отмечалось, процесс усвоения социального опыта тесно связан с такой личностной характеристикой, как отношение. Именно оно определяет то, что будет усваиваться. При негативном отношении к окружающим по механизму эмоционального переноса оно распространяется и на все, что связано с объектом общения, то есть на его взгляды, образ мышления, систему ценностей и жизненных установок, которые в этом случае отвергаются личностью.

Негативное отношение к родителям, ближайшему окружению может играть и корригирующую роль, когда оно направлено на человека с аномальными установками. Так, если отвергаемый отец болен алкоголизмом, то настрой на трезвость может возникнуть как реакция неприятия родителя. Аналогично складываются отношения в сообществе. Если по каким-либо мотивам подросток отвергает группу, то он отвергает и те нормы, которые отличают эту группу, в том числе и отношение к спиртным напиткам.

Аспекты алкоголизма