Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Усвоение социального опыта





При эмоционально нейтральном отношении общение не достигает нужной глубины и ограничивается самым поверхностным уровнем. Информация, получаемая при таком взаимодействии, усваивается в виде индифферентных сведений, не изменяющих отношения личности к окружающему.

Социальные нормы, знания, которые индивид получает, не становятся частью его мировоззрения, не определяют внутренних потребностей. Соблюдение норм общежития такими людьми диктуется не внутренними убеждениями, а внешними обстоятельствами, так как несоблюдение может усилить давление общества. Усвоение социального опыта есть кардинальное свойство личности, определяющее направление ее формирования и фактически обусловливающее дальнейшее развитие. Этому вопросу уделяет много внимания зарубежная социология, в частности ее направления, рассматривающие отношения с позиций ролевого поведения.

Отсутствие сдерживающих установок, обусловленное неполным или неправильным усвоением социальных норм, считали одним из основных факторов развития алкоголизма многие авторы. Так, П. Вютрих в зависимости от степени и характера интернализации ролевых норм выделяет три типа личности:

Первый тип автор ассоциирует с алкоголизмом в результате неспособности к усвоению норм общества. Он обращает внимание на то, что у будущих больных алкоголизмом еще в детстве имелись трудности в усвоении тех или иных социальных ролей. Особенно четки корреляции между различными деструктивными процессами в родительской семье и последующей склонностью к неконтролируемому пьянству. Фактически любая ситуация «разрушенного дома» создавала существенные трудности коммуникации в семье и формировала аномальное поведение. Патологические особенности коммуникации в семье усиливались в процессе вторичной социализации, в период усвоения ролей взрослых. Деструкция проецируется на отношения со сверстниками, образуя патологический социальный фон. Таким образом, причину трудностей усвоения ролей автор видит в аномалиях воспитания.

А. Коровин еще в 1907 году писал, что основные факторы алкоголизма носят не личный, а общий, социальный, характер, представляя по существу воплощение алкогольных предрассудков и обычаев в домашней, школьной и общественной жизни, создавая таким путем питейное настроение у всего населения.

Аспекты алкоголизма