Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Выбор из ряда возможностей





На возможность утрирования опьянения подростками, демонстрации его глубины, появления симптомов, не соответствующих количеству выпитого, указывал А. М. Халецкий, подчеркивая, что одни и те же люди в разных ситуациях то допускают, то сдерживают асоциальное поведение.

В развязном поведении пьяного легко обнаружить обычные черты расторможенности. Хорошее воспитание, внутренняя культура почти исключают антисоциальное поведение в таком состоянии. И. Н. Пятницкая пишет, что порочные алкогольные обычаи наиболее полно проявляются в изначальном изменении формы опьянения, когда напиться «до отключения» - нормальное завершение застолья. Иногда утренняя выпивка сопровождает алкоголизацию с самого начала как принятая в группе норма. По мнению автора, это обусловлено готовностью индивида к некритическому восприятию обычаев микросреды.

Копируя формы алкоголизации и поведение в состоянии опьянения, подросток часто воспроизводит и симптоматику зависимости, не будучи больным. Так, в грубых формах опьянения несовершеннолетних имитируется утрата количественного контроля родителями, а выпивать по утрам они начинают задолго до формирования абстинентного синдрома, когда в опохмелении еще нет никакой необходимости.

Таким путем деформированные установки определяют фенотипирование симптомов алкоголизма. Этот феномен многие авторы описывали под различными названиями: механизм «индукции» или психогенное формирование симптомов зависимости, утраты контроля, «реакция имитации», стремление вести себя по-взрослому. Описывая клиническую картину алкоголизма у подростков, И. Н. Пятницкая выделяет три социально-психологических механизма становления болезни - индукцию, стимуляцию и деформацию.

Необходимо подчеркнуть, что первичные алкогольные установки не есть слепок с норм и правил микросреды. Это результат их усвоения личностью, которая пропускает их через себя, через свою систему отношения к миру. Формирующиеся установки не только могут, но и должны отличаться от правил. Появлению личностных особенностей в их формировании в значительной степени способствует возможность выбора. Информация, получаемая ребенком, неоднозначна - разные люди выявляют различное отношение к спиртным напиткам, и формирование его отношения - это всегда результат выбора из какого-то ряда возможностей.

Аспекты алкоголизма