Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Критический момент





Когда пьянство очевидно усиливается и это уже не удается игнорировать или как-то рационально объяснить, наступает критический момент. В дальнейшем процесс может идти двумя путями.

Если человек продолжает не допускать в сознание мысль о чрезмерности выпивки и заболевании, то, как правило, происходит постулирование установок на продолжение (так называемая железная установка - «пил и буду пить») и формирование противоположной реакции - агрессия при любых попытках ограничить пьянство. Последующее развитие этого варианта связано с формированием глобального защитного мотива. Когда никакими доводами уже невозможно объяснить систематическое пьянство, возникает мотив универсального типа, постулирующий его как жизненный стиль («жизнь пропащая»). Человек уже не предпринимает никаких попыток к свертыванию пьянства, так как заранее уверен в их неудаче.

Если индивид признает чрезмерность последних эпизодов выпивки (естественно, с оговорками) с выставлением ряда оправдательных причин, то пытается свернуть ее, начиная с зароков, обещаний (самому себе или окружающим) прекратить пить. На первых порах обещания и зароки могут приводить к временному прекращению, но затем опять появляется «стечение обстоятельств» и возникает новый эксцесс.

Каждый новый срыв рождает раскаяние и еще большую решимость «завязать», покончить с пьянством. Однако эта решимость улетучивается по исчезновении токсических и абстинентных явлений. Период стабильности и благополучия рождает иллюзию полного здоровья и возможности контролируемого употребления алкоголя («что я, не такой, как все?»). Эта иллюзия притупляет бдительность и подготавливает почву для очередного срыва. Мысль о возможности заболевания не допускается в сознание. Светлые промежутки со стабилизацией состояния становятся исчерпывающим доказательством того, что «я могу не пить». Выпивка всякий раз находит очередное рациональное объяснение (встреча друга, покупка, праздники).

Признание, даже частичное, чрезмерного пьянства рождает чувство вины, которое в свою очередь формирует «искупительное» поведение. Общество, окружающие относятся к человеку осуждающе и даже враждебно. Он чувствует себя виноватым перед всеми и стремится сгладить, искупить свою вину тщательным выполнением всех требований. Такие люди в трезвом виде подчеркнуто вежливы, предупредительны, иногда даже угодливы, исполнительны, с энтузиазмом берутся за любую работу. Именно формирование искупительного поведения лежит в основе мифа о том, что все больные алкоголизмом - «прекрасные люди». Они вынуждены быть «прекрасными». Поведение человека строится так, чтобы восстановить свой авторитет в глазах окружающих, избавиться от происшедшей компрометации. Это качество больных делает их «нужными людьми» на некоторых предприятиях: за прощенный прогул они работают сверхурочно, что называется «за семерых».

Аспекты алкоголизма