Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Формирование определенного стереотипа





Длительный прием спиртного приводит к редукции потребности в общении. Вначале вырабатывается и закрепляется стереотип контакта (клиширование). Общение теряет свое качественное многообразие, различные его формы и варианты начинают один за другим отпадать, уступая место одному, принятому данной личностью.

Процесс уплощается, теряет своеобразие, ситуационную обусловленность. Акты общения клишируются, становятся похожими друг на друга, как близнецы. Начавшись, контакт развертывается по унифицированному сценарию. В каждый момент известно, что будет потом. Фиксируются не только общая сюжетная линия и тема беседы, но даже шутки, речевые обороты, все приобретает тенденцию к повторению.

Многократный прием спиртных напитков формирует определенный стереотип, в котором прием алкоголя занимает уже ведущее место как облигатное условие. Общение вне этого стереотипа, без основного его условия делает контакт «сухим», эмоционально пустым, формализованным и не сопровождается полным удовлетворением данной потребности.

На заключительном этапе потребность в общении редуцируется. Теряя самостоятельное значение, она делается только поводом к выпивке, одним из ее условий. Процесс контакта становится усеченным - собеседники изредка перебрасываются отдельными, ничего не значащими фразами, подолгу молчат, погружаясь в опьянение. Когда кончается спиртное, быстро расходятся. Выпивка из условия становится самостоятельным и даже доминирующим мотивом поведения.

Выработка стереотипа общения сопровождается изменением окружения. Контакт с лицами, не выполняющими основного условия, не употребляющими спиртного или мало его употребляющими, редуцируется, становится менее эмоционально насыщенным и даже безразличным. Такие лица постепенно оттесняются на задний план и выпадают из среды общения. Наоборот, отношение к людям, контакт с которыми протекает в плане формирующегося стереотипа, сопровождающееся полным удовлетворением потребности в общении, становится более эмоционально насыщенным. Механизм переноса ассоциирует с этими лицами эйфоризирующий эффект алкоголя.

В формировании алкогольного контакта значительную роль играет самосознание (самооценка). Такое общение возникает тем быстрее и тем скорее становится доминирующим, чем менее устойчива самооценка. Неустойчивая самооценка постоянно побуждает человека к самоутверждению, самовыражению, поддержанию значимости «я». Это приводит к искажению восприятия окружающего. Социальное окружение включается в самосознание личности лишь в той мере и таким образом, каким оно воспринимается субъектом. Если мнения других расходятся с самооценкой личности, то человек часто их искажает. Это в свою очередь приводит к искажению отношения к окружающим. Поскольку человек часто оценивает других людей по тому, как они оценивают его, лица алкогольного общения воспринимаются предпочтительнее, а их недостатки не замечаются, игнорируются. Индивид предпочитает общаться с теми людьми, чье отношение к нему наиболее близко его самосознанию.

Так происходит хорошо знакомое клиницистам изменение круга общения при развитии зависимости. Оно начинает формироваться еще на донозологических этапах (систематическое и привычное пьянство), однако наибольшее развитие получает с возникновением алкоголизма.

Аспекты алкоголизма