Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Формирование деятельности





Как строится деятельность при употреблении спиртных напитков и как она трансформируется при возникновении злоупотребления ими?

Комплекс действий, осуществляемых человеком при поиске, подготовке и употреблении спиртного, вполне обоснованно может быть назван деятельностью, поскольку он имеет все ее формальные атрибуты. В основе этой деятельности лежит потребность в алкоголе, мотивом (предметом потребности) выступают спиртные напитки, а целью - состояние опьянения (эйфория).

В формировании деятельности важную роль играют установки, особенно смысловые, к которым относятся и алкогольные. Такие установка определяет направленность и динамику деятельности. Она есть форма выражения личностного смысла, определяющая готовность к совершению определенных действий. Вне деятельности реализация любой потребности, включая алкогольную, невозможна. Это определяет ее роль в возникновении и развитии бытового пьянства. Предпосылками к ней становятся знания о предмете, которые приобретаются в процессе социализации индивида. Можно выделить несколько этапов ее становления.

Вначале происходят накопление самых общих знаний о спиртных напитках, определение их места в системе людей, усвоение основных правил. Этот процесс начинается довольно рано, видимо, с начала осознанного восприятия окружающего. Переработка ребенком, а затем подростком полученных ощущений и восприятий приводит к образованию представлений и понятий, которые сохраняются индивидом, составляя знания о предмете. Этот механизм введения внутрь индивида алкогольной информации, усвоения социальных стандартов, существующих норм является неотъемлемой частью общего процесса социализации. Накопление знаний о спиртных напитках в процессе социализации индивида становится предпосылкой алкоголизации.

Однако полученные знания - не простой слепок окружающего. Усваиваясь, перерабатываясь личностью, они соотносятся с уже имеющейся системой знаний, со всей внутренней структурой индивида, определяя не только знание, но и отношение к окружающему. Иными словами, знания, полученные в результате усвоения окружающего, формируют установки потребности личности, определяя поведение человека в той или иной ситуации.

Индивид, являясь субъектом деятельности, организует свою активность не в самый ее момент, а несколько ранее. Его активность уже направлена в определенную сторону на основе некоторой ориентации. Реакция наступает в результате преломления внешнего воздействия через всю систему индивидуальной психической организации, то есть установку. Иначе говоря, ответ опосредован целостным состоянием человека, его установкой как определенным образом организованной системы.

Аспекты алкоголизма