Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Проведение отбора





Образовательный и медицинский отборы для водителей в Российской Федерации проводятся достаточно квалифицированно, хотя если сравнить европейского водителя с российским, то последний не проверяется по таким важным для обеспечения безопасности дорожного движения медицинским показателям, как поле зрения и темновая адаптация.

Психофизиологический и социальный отборы проводятся только для небольшой группы водителей, работающих в системах Министерства обороны, МВД, ФСБ и на некоторых автотранспортных предприятиях, осуществляющих наем водителей на контрактной основе.

Необходимость психофизиологического отбора водителей наиболее распространенной категории «В» (в основном это водители индивидуальных транспортных средств) определяется тем, что диапазон психологических возможностей людей довольно широкий. Например, скорость двигательных реакций на зрительный раздражитель разных людей отличается почти в 4 раза, объем периферического зрения (возможность зафиксировать перемещающуюся точку «краем глаза», т.е. на максимальном удалении от центра оси зрения) - в 1,2-1,3 раза (разброс показателей в пределах 120-130°), количество перерабатываемой информации в единицу времени - в 2 - 3 раза (от 5 - 6 до 14-18 бит/секунду) и т.д.

Опыт введения психофизиологического отбора специалистов операторского профиля показал его высокую производительную и экономическую целесообразность. По обобщенным данным В. П. Зинченко, Г. М. Зараковского и др., такой отбор позволяет снизить отсев обучающихся в учебных заведениях из-за профессиональной неспособности на 30 - 50%, увеличить надежность систем управления на 10 - 25%, сократить аварийность на 40 - 70%, уменьшить стоимость подготовки специалистов на 30 - 40%.

Психофизиологический профессиональный отбор возник в Европе на рубеже XIX и XX вв. и большое распространение получил во время и после Первой мировой войны. Особенно эффективно использовался психофизиологический отбор в авиации. Так, в США такой отбор позволил снизить отсев по летной неуспеваемости с 75 до 36%, что позволило сэкономить около 1 миллион долларов на каждые 100 успешно закончивших обучение летчиков.

Психология водителей