Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Три этапа





Психофизиологический отбор не является одноразовым мероприятием. Он должен проводиться в три этапа. Первый этап - при поступлении в автошколу, т.е. до обучения. Задачей этого этапа является отстранение от обучения лиц, психологические особенности которых не соответствуют требованиям водительской деятельности.

Второй этап - во время обучения, задачей которого является углубленное психологическое обследование лиц, с большим трудом осваивающих практическое вождение и основы безопасности управления автомобилем. Целью обследования является установление связи между плохой успеваемостью и психологическими особенностями обучаемого. Выявление такой связи может помочь в решении вопроса о целесообразности дальнейшего обучения.

Третий этап - в процессе профессиональной деятельности. На этом этапе проводится психологический подбор водителей к различным видам водительской деятельности и психологическое обследование водителей с аварийной направленностью, надежность которых вызывает большие сомнения.

Психофизиологический отбор на любом этапе должен проводиться не изолированно, а в тесном взаимодействии с медицинским отбором, с учетом личностных и социологических особенностей человека и его профессиональных характеристик. Выбор средств и методов для психофизиологического отбора определяется целями каждого этапа отбора, которые далеко не однозначны, да и сам состав контингента, подлежащего обследованию, на каждом этапе различен. Поэтому нельзя предъявлять одинаковые требования к лицам, которые только собираются овладевать управлением автомобиля, и к опытным водителям, отбираемым к более сложным видам профессиональной деятельности.

Казалось бы, что ответ о психофизиологической пригодности водителя лучше всего может быть получен при изучении человека в условиях реальной водительской деятельности или в эксперименте с использованием автомобильных тренажеров, имитирующих эту деятельность. Но такие методы пригодны лишь для обследования водителей, а не лиц, поступающих в автошколы, которые еще никакими навыками, необходимыми для управления автомобилем, не обладают. Определение же профессиональной пригодности во время обучения, а тем более в процессе профессиональной деятельности в отношении лиц, не имеющих для этого необходимых психофизиологических данных, слишком дорого обходится государству, самому обучаемому и другим участникам движения. Именно поэтому так важно решить этот вопрос еще до начала обучения.

Психология водителей