Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Ограниченнин видимости





Увеличение времени реакций отмечается и при управлении автомобилем в условиях ограниченной видимости, особенно в темное время суток. В среднем в темное время суток время реакций увеличивается на 0,6 - 0,7 секунды. Это объясняется тем, что при плохой видимости требуется больше времени для восприятия объектов на дороге, что увеличивает латентный период реакций.

Кроме того, ночью на время реакций влияет и суточный биоритм. Человек в процессе длительной эволюции активный образ жизни вел днем, а ночью спал. Поэтому ночью все жизненные процессы протекают на более низком уровне, что замедляет восприятие, мышление, а, следовательно, и психомоторные реакции, время которых в среднем увеличивается на 75 - 100%.

Время реакций возрастает и при увеличении скорости, так как при быстром перемещении объектов восприятие затруднено и происходит более медленно, что приводит к увеличению времени реакций. Например, при увеличении скорости движения с 50 до 70 км/ч время реакций увеличивается с 1,1 до 1,7 секунды.

Время реакций зависит и от дорожных условий, поэтому среднее, общепринятое время реакций неодинаково на различных дорогах. Так, в Швейцарии на автомагистралях с разделительной полосой средним временем реакций считается 2 секунды, а на обычных дорогах - 1 секунда. В Австралии в городе - 0,75 секунды, за городом - 2,5 секунды. По данным Е.М.Лобанова, время реакций на дорогах с двумя полосами колеблется в пределах 0,4 - 2,3 секунды, а на автомагистралях с разделительной полосой - 0,5 - 2,5 секунды. При этом на ожидаемый сигнал время реакций уменьшается в 1,8 - 2,0 раза.

Таким образом, время реакций может быть значительно сокращено, если водитель предвидит изменение дорожной обстановки и связанную с ней опасную ситуацию и готов на нее реагировать. Умение предвидеть (прогнозировать) изменение дорожной обстановки достигается опытом. Установлено, что время реакций на сигнал с предупреждением меньше времени реакции на этот же сигнал без предупреждения.

Психология водителей