Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Закономерности возрастного развития





Знание главных закономерностей возрастного развития позволяет подойти к решению практически важных задач, лежащих в основе педагогики и медицины. Важнейшая из них — оценка так называемой возрастной нормы, которая позволяет понять - нормально ли развит ребенок относительно своих лет.

Ведь любое существенное отклонение в темпах развития означает, что к таким детям необходимо применять специальные, нестандартные приемы воспитания и лечения. Поэтому установление параметров возрастной нормы — одна из главных задач физиологии развития, решаемых уже многие десятилетия. В ходе решения убедительно доказано, что тяжелые социально-экономические ситуации крайне негативно сказываются на динамике возрастного развития детского населения. Напротив, благоприятное общество способствует нормализации процессов взросления.

С позиций адаптивного характера развития критерии возрастной нормы должны учитывать диапазон возможностей организма, обеспечивающий надежность его функционирования на каждом этапе онтогенеза, а не только стационарные среднестатистические нормативы. Такой подход позволил охарактеризовать функциональные и адаптационные возможности детей в условиях, максимально приближенных к тем, с которыми они сталкивается в своей повседневной жизни, в реальных условиях воспитания и обучения.

В этом разделе рассматривается вопрос, имеющий немаловажное значение для практики — определение временных границ возрастных периодов, или периодизация онтогенеза. Представления о гетерохронности развития и неравномерности онтогенетического процесса лежат в основе различных моделей периодизации, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Между тем для практических нужд решение этой теоретической задачи крайне актуально, поскольку от этого зависит, например, ответ на такой важный вопрос: с каких лет можно начинать систематическое обучение в школе? .

Главная MEDKIP