Духовное и физическое здоровье - самое ценное достояние личности



Проблема периодизации





Приведенная периодизация онтогенеза в исследованиях школы Нагорного опиралась на учет показателей скорости роста дифференцировки тканей и органов, изменения соотношения физиологических характеристик в процессе развития, на анализ изменений напряженности и характера обмена веществ, а также на учет изменений в молекулярной биологии клеток и межклеточного вещества в связи с меняющимися взаимоотношениями организма со средой на разных этапах онтогенеза.

В связи с проблемой периодизации существенно важным является обоснование критериев, которые должны лечь в основу деления онтогенеза на отдельные возрастные периоды. Критерии эти должны быть в основном физиологическими и биохимическими. Они могут быть и морфологическими. Однако только лишь морфологический аспект решения проблемы периодизации нельзя считать плодотворным и перспективным.

В педиатрии эмпирически установившееся деление детского и подросткового возраста на отдельные периоды еще не опирается на обоснованный физиологический фундамент и требует существенной коррекции в связи с учетом специфических особенностей физиологических отправлений развивающегося организма ребенка в различные возрастные периоды.

Критерии, которыми пользуются в педиатрии при делении детского и подросткового возраста на отдельные периоды, являются не столько морфофизиологическими, сколько социально-организационными. Отсюда и соответствующее деление на следующие периоды: грудной, ясельный, или дошкольный и школьный.

Возрастное развитие